Viber, WhatsApp, Telegram, +38 (093) 537-15-60 ✔ Заказ через интернет - круглосуточно 24/7

pages

Серж Лютанс - интервью с парфюмером

Самый «артхаусный» и самый загадочный парфюмер современности презентует новый аромат - похожий на своего создателя, как две капли духов.

Мы думали, после Nuit de Cellopbane, «Целлофановой ночи» и Louve, «Волчицы» нас трудно удивить. Плохо мы знаем Сержа Лютанса! Мы уже можем наслаждаться нотами нового парфюма Jeux de Peau, «Игры кожи» - и поразиться: запах должен напоминать хрустящий поджаренный хлеб с маслом. На самом-то деле в букете найдутся восточные и древесные ноты, приправленные оттенками дыма, фруктов, пшеницы, специй и еще кое-что, о чем Маэстро пока умалчивает. Снова тайна. Опять квест: мы ищем в замысле Лютанса его и свои смыслы, его и свои реминисценции, его и свои шутки. Мы разыскали Сержа Лютанса в Париже и поговорили с ироничным мистификатором.

Месье Серж Лютенс, помните, у Марселя Пруста человек надкусил миндальное пирожное - и его накрыло воспоминаниями, он просто-таки провалился во временную дыру... Какие запахи из вашего детства - знаковые?

Аромат выстиранного белья, воды, хлеба... Знаете, есть такой хлеб - сладковатый, пряный, со специями? Рядом с нашим домом была пекарня, где делали такой. Запахи детства всегда с нами, они навсегда в нашей памяти, они помогают ощущать жизнь полнокровно. Это как коробочка с ароматами, спрятанная в нашей голове. Вы их всегда найдете, даже если они находятся очень глубоко - возможно, в путешествии, возможно, где-то в другом необычном месте. И неожиданно перед вами откроется дорогой кусок из вашей жизни... Все мои ароматы - это результат того восприятия действительности, что я накопил до семи лет. Учеными доказано, что за эти годы мы фиксируем в голове 550 тысяч запахов! У меня целая коллекция воспоминаний, хранящаяся во флаконах. Это - проекция моего детства, то, что накопилось на подсознательном уровне. 

Как вы полагаете, что в вас есть такого, что делает вас особенным парфюмером, а ваши запахи - экстравагантными, на любителя? 

Я умею перевоплощаться в двойника. Вот с вами поговорю - и смогу стать вашим двойником, перенять ваш характер, мысли, устремления и намерения. Я становлюсь вашим двойником, чтобы настроиться на вашу волну. Это умение позволяет мне лучше узнать вкусы и природу людей и создать что-то, что им понравится. Думаю, что многие из нас могут настраиваться на других, просто не каждый умеет или хочет использовать это качество. А ведь это помогает узнать других и что-то сделать для них хорошее - персонально для них. 

Коль вы так тонко понимаете природу человека, то, какую, на ваш взгляд, главную оплошность совершают женщины, желая соблазнить или удержать мужчину? 

Самая разрушительная ошибка в отношениях - не быть собой. Если вы играете роль, это все равно проявится - через пять минут, через день, через год. Женщины покупают «не свою» одежду, читают «не свои» книги, высказывают чужие мысли... И мужчина уходит. А если бы женщина была собой, она бы привлекла своего мужчину - ведь одинаковые характеры притягиваются. Нам трудно найти своего человека именно по той причине, что мы играем роли, притворяемся. 

Если бы вам представилась возможность стать на какое-то время женщиной, то в какую вы бы перевоплотились, при каких обстоятельствах? 

Никогда не хотел превратиться в женщину, однако всю жизнь ставил себя на их место, чтобы понять, чего они хотят. Когда был фотографом и смотрел на модель в объектив камеры, всегда настраивался, старался почувствовать ее - и только тогда получалось хорошее фото, потому что я мог уловить ее состояние. Вы спрашиваете, какие ощущения я хотел бы испытать, превратившись в женщину? Вы удивитесь, но не хочу. У меня нет никаких вопросов к сути женщины. Я не хочу узнавать о ней больше, чем сумел узнать. 

Это значит, что вы все понимаете или не хотите все понимать? 

Не хочу нарушать равновесие. И потом, мой главный партнер - парфюм, а не человек. Меня не интересует публика, меня занимает запах, с которым я работаю. Представьте жонглера в цирке, играющего шариками - ему неважно, что о нем думают в зале, он желает преподнести свое умение, игру, не уронить шарик. Я думаю, нужно всегда концентрироваться на своем деле, а не на том, понравится ли оно кому-то. Опять вернусь к цирку. Человек, который идет по канату, не должен думать о публике. Задумается - упадет. 

Какова пропорция коммерческого и творческого мотивов в вашем деле?

Никогда не буду работать для маркетинга! Наоборот, надеюсь, что
мои духи не всем и не всегда будут нравиться - это значит, что они понравились только тем, для кого я и хотел их сделать. 

Вам важнее, чтобы пять женщин сказали: «Ты - гений!» или чтобы пять тысяч воскликнули: «Вау!» 

Да пусть мои духи понравятся всего лишь одной женщине! Но мне важно, чтобы в них вы нашли меня, мой ответ на ваш вопрос, то, что я хотел сказать. Если это будет один человек - хорошо. Не в количестве дело. Нравиться, создавать духи для масс, для публики - это не профессия парфюмера. Парфюмер - это творчество, создание чего-то принципиально нового. Но как только парфюмер начинает делать духи для рынка, продажи, он перестает быть парфюмером. Духи - это не сервис. Создатель парфюмов не может обслуживать кого-то - иначе ему надо идти в уборщики. Это все равно как кто-то придет к писателю и скажет: я вам дам денег, а вы напишете книгу для меня. 

Месье Серж Лютанс, но с писателями такое происходит нередко! 

Возможно. Для меня такой подход не имеет смысла. Создавать творческому человеку что-то по запросу? Никакого удовлетворения. Впрочем, творцов, не обращающих внимания на коммерцию и маркетинг, все меньше. Я должен сказать то, что я хочу сказать, а не то, что от меня ждут. Знаете, коммерческие духи - это как письмо. А духи некоммерческие - это роман. Если кто-то умеет совмещать и то и другое, это хорошо. Но я остаюсь на своих позициях. Каждый делает свое дело. Разумеется, после того как я создаю аромат, к делу подключается группа коллег, они контролируют дальнейший процесс - производство, выход аромата на рынок и т.д. - но мне это уже неинтересно.

Что вам нужно для ощущения комфорта?

Для меня комфорт не имеет абсолютно никакого значения, потому что все происходит в моей голове или душе. Если в душе обозленность, раздражение, то даже в самых лучших условиях я буду чувствовать себя плохо. И наоборот - могу сидеть на холодных камнях, будет дуть ветер, а я придумываю что-то новое, я счастлив. Неважно, много ли людей вокруг меня или я в уединении. Одиночество - это ведь не внешний фактор, а внутренний. Вы можете находиться в толпе и чувствовать себя одиноко. Вся моя жизнь - внутри меня. 

Правда ли то, что вы не носите запахи - ни свои, ни чьи-либо? 

Я действительно не ношу духи. Разве что пару раз в год. Не обязательно для выхода в свет. Иногда мне хочется создать какой-то свой образ, стать чуточку другим - и тогда использую свой парфюм.


Интервью с Сержем Лютансом (Serge Lutens), август 2012 года